История использования природного камня человеком уходит корнями в доисторические времена. Первобытные люди применяли его для создания инструментов и орудий труда, что стало одним из ключевых моментов в развитии цивилизации. С течением времени, с развитием технологий и эстетических предпочтений, природный камень начал использоваться для строительства жилищ, храмов и памятников.
Значимость природного камня в разных цивилизациях определили его уникальные свойства. Он прочен, долговечен, устойчив к воздействию окружающей среды и обладает естественной красотой. Именно эти качества сделали камень идеальным материалом во многих областях использования
Природный камень оказал значительное влияние на архитектурный облик множества городов по всему миру. В каждом регионе чаще всего использовались местные виды камня, что придавало городам уникальный характер. Например, в Риме использовали травертин, в Париже — известняк, а в Санкт-Петербурге — гранит. Эти материалы не только определяли стиль зданий, но и были связаны с местными традициями и культурой
Помимо архитектуры, природный камень нашел применение во многих других областях.
Согласно Государственному балансу России, природные камни делятся на две группы — декоративно-облицовочные и цветные
Декоративно-облицовочные камни — любые известные горные породы, удовлетворяющие по своим свойствам требованиям ГОСТ 9479–2011 «Блоки из горных пород для производства облицовочных, архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий». Разнообразие окраски, состава, структуры и текстуры в сочетании с прочностью, способностью противостоять выветриванию делает эти породы незаменимым материалом, что позволяет использовать их в различных областях строительства, архитектуры, дизайна, в ритуальном деле, а иногда и для создания мозаичных панно. Чаще всего применяются такие горные породы, как амфиболиты, габбро, граниты, граносиениты, гнейсы, диориты, доломиты, известняки, кварциты, лабрадориты, конгломераты, мраморы, песчаники, пироксениты, серпентиниты, сиениты, травертины, туфы, шунгиты, сланцы различного состава.
Из декоративно-облицовочных пород производятся различные изделия: плиты облицовочные, изделия архитектурно-строительные (карнизы, балясины, колонны, русты, барельефы, скульптуры и. др.), изделия строительно-дорожные (брусчатка, плиты мощения, бортовые камни). Обязательным требованием для декоративно-облицовочного камня является возможность получения блоков необходимых размеров и формы, позволяющих изготавливать стандартные облицовочные плиты. Блоки должны иметь форму прямоугольного параллелепипеда, не содержать сквозные трещины и включения, снижающие качество.
Склад блоков пироксенита на месторождении
Сопка Бунтина (Карелия)
Блок граносиенита на карьере Балтийского
месторождения (Ленинградская обл.) Группа цветных камней включает ювелирные (александрит, аметист, берилл, благородный корунд (рубин, сапфир), благородный опал, демантоид, турмалин, фенакит, топаз, хризоберилл, хризолит, хромдиопсид), ювелирно-поделочные (агат, амазонит, гранат, жадеит, лазурит, нефрит, опал, переливт, родонит, сердолик, чароит, янтарь) и поделочные (анортозит иризирующий, гипс, мраморный оникс, обсидиан, офиокальцит, серпентинит (змеевик), халцедон и яшмы) камни.
Поделочные камни характеризуются красивой окраской и узорчатым рисунком. Это чаще всего минеральные агрегаты, декоративные свойства которых проявляются на относительно больших поверхностях, что определяет применение в изготовлении художественных изделий и предметов декоративного назначения (вазы, столешницы, подсвечники и проч.), а из их мелкоузорчатых разновидностей делают кабошоны и вставки для недорогих украшений.
Амазонитовый гранит. Челотуйское месторождение.
Читинская обл.
Коллекция шаров из ювелирно-поделочных
и поделочных камней Ювелирные и поделочные камни также имеют долгую и увлекательную историю, уходящую корнями в древние цивилизации. Использование таких камней для украшений и амулетов началось тысячи лет назад. Одним из первых примеров использования поделочных камней можно считать Древний Египет. Египтяне использовали лазурит, бирюзу и карнеол для создания украшений, а также в ритуальных целях. Лазурит, в частности, был символом божественности и использовался в украшениях фараонов. Эти камни часто инкрустировали в золото и серебро, создавая великолепные изделия, которые стали частью погребальных обрядов. Древняя Индия известна своим мастерством в обработке драгоценных камней. Уже в III тысячелетии до нашей эры индийские ювелиры начали использовать рубины, сапфиры и изумруды. К примеру, изумруд был символом любви и благосостояния, и его часто использовали в коронах и других царских регалиях. В Греции ювелирные изделия с камнями стали популярными в V веке до нашей эры. Древние греки использовали агат, аметист и другие камни для создания не только украшений, но и печатей. Аметист, который считался камнем, защищающим от опьянения, был особенно почитаем. Во времена Римской империи использование ювелирных камней стало массовым. Римляне носили украшения с изумрудом и гранатом, часто инкрустировали их в свои кольца, браслеты и ожерелья.
В средние века ювелирные и поделочные камни сохраняли свою популярность, особенно среди знати. Например, сапфиры и рубины стали символами власти и статуса. К соборам и церквям начали прикреплять драгоценные камни как часть внутреннего убранства и реликвий. Таким образом, история использования ювелирных поделочных камней — это отражение культурных и социальных изменений, происходивших на протяжении веков. Каждый камень имел свои символические значения и был неотъемлемой частью как личного, так и общественного статуса.
Одним из первых мест, где начали создавать каменную мозаику, была Месопотамия, где мастера создавали узоры из цветных камней и ракушек, чтобы украшать дворцы и храмы. Одной из самых известных мозаик является «Мозаика из Пальмиры», найденная в руинах древнего города в Сирии. Она изображает прекрасные цветы и животных, и до сих пор восхищает своей тонкостью и детализацией.
Однако наибольшее развитие мозаичное искусство получило в Древнем Риме. Римляне использовали камень для оформления полов, стен и даже потолков своих вилл и общественных зданий. Они комбинировали различные материалы, такие как мрамор, стекло и керамику, чтобы создать сложные изображения и геометрические узоры. Работы мастеров того времени поражают воображение: мозаики изображали сцены из мифов, пейзажи и портреты.
С течением времени мозаичное искусство стало важной частью византийской культуры. В церквях, таких как Святая София в Константинополе, мозаики не только украшали пространство, но и служили средством передачи религиозных идей, изображая святых и библейские сцены.
Средние века техника мозаики продолжала развиваться, но затем, с приходом Ренессанса, стала менее популярной, уступив место живописи.
Однако художники снова открыли для себя мозаичное искусство в Новое время, и оно вновь стало актуальным. Сегодня мозаика по-прежнему вдохновляет художников и архитекторов, которые используют современные технологии и материалы, чтобы создавать уникальные произведения, сохраняя многовековые традиции этого удивительного искусства. Мозаичное каменное искусство – это не просто украшение, это способ рассказать историю и передать эмоции, объединяя прошлое и настоящее в одном произведении.
Мозаика с изображением ковчега "солнечного бога" в Пальмире
Флорентийская мозаика.
Баптистерий Сан-Джовани Каменный материал для воплощения конкретной задачи выбирается по набору физико-механических и радиационных свойств, химическому составу и внешнему виду. Практически любая горная порода и любой минерал может быть использован в той или иной постройке, памятнике, композиции, мозаике, украшении.
Природный камень в архитектуре на протяжении веков служил символом прочности и долговечности. Кроме того, его использование в памятниках архитектуры подчеркивает не только технические возможности, но и создает особое эстетическое восприятие.
Рассмотрим самые яркие примеры самых древних сооружений из разных стран, где камень стал основным строительным материалом.
Пирамиды в Гизе — единственное из семи чудес света, которое сохранилось до наших дней. Построенные около 2580–2560 гг. до н.э., пирамиды демонстрируют исключительную долговечность природного камня. Известняк, использованный для строительства, сохранился на протяжении тысяч лет несмотря на воздействие времени, природных катастроф и климатических изменений. Эти монументы не только служили гробницами фараонов, но и стали долгоживущими символами древнеегипетской цивилизации. Пирамида Хеопса — самая высокая среди трех «сестер» (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина), имеет высоту 50-этажного небоскреба!
Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе Вплоть до конца XIII века, когда в Англии был возведен Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии в Линкольне, пирамида Хеопса носила звание самого высокого сооружения мира. Собор был построен основном из линкольнширского известняка, на котором он и стоит.
Римский Колизей был построен в I веке н.э. с использованием травертина и бетона, в который добавлены куски камня. Этот монументальный амфитеатр стал местом проведения различных зрелищных публичных мероприятий. С 80 по 404 год н.э. на его арене происходили бои гладиаторов, охота на диких животных и публичные казни. Арена сама по себе была произведением искусства: отполированный каменный пол, украшенный растениями и камнями, создавал иллюзию дикой природы. В 1231 году н. э. землетрясение привело к обрушению юго-западного фасада Колизея. Здание после этой катастрофы стало источником строительного материала, камни и колонны разбирались, поврежденные статуи перерабатывались на известь. Однако, несмотря на разрушение, в XV веке н. э. в Колизее продолжали проводиться религиозные процессии и спектакли. В 1744 году папа Бенедикт XIV запретил демонтаж каменной кладки Колизея и освятил его в память о христианских мучениках, погибших в нем. В XIX веке Папские власти предприняли попытки восстановить некоторые части здания, а в 1871 году итальянский археолог Пьетро Роза удалил все пост-римские дополнения, чтобы обнаружить великолепный памятник и яркое свидетельство мастерства и пороков римского мира. Колизей выдержал бури и землетрясения, сохраняя свою структуру на протяжении веков. Долговечность этого сооружения делает его одним из самых посещаемых памятников в мире, подчеркивая важность камня в строительстве.
Этот перечень можно дополнить сотнями строений по всему миру. Именно долговечность и красота камня знаменитого дворцово-замкового комплекса Альгамбра в Испании сделали его объектом восхищения и символом мавританской архитектуры. Построенный в XIII веке, он демонстрирует элегантное использование красного известняка, который придает зданию его характерный цвет и текстуру. Старый мост в Дубровнике (Хорватия), построенный в XV веке из камня, стал не только важной транспортной артерией, но и символом города. Его прочная конструкция и долговечность обеспечили ему сохранность на протяжении столетий, несмотря на войны и природные катастрофы. Строительство Тадж-Махала (Индия) - шедевра из белого мрамора, началось в 1632 году и завершилось в 1653 году. Он служит не только мавзолеем, но и выдающимся примером того, как камень может передать красоту и вечность.
Эстетика горных пород проявляется в их уникальной текстуре, цвете и форме, что делает камень неотъемлемой частью архитектурного дизайна. Их природный вид и разнообразие позволяют создавать гармоничные и вдохновляющие пространства. Использование камня в ландшафтном дизайне, малых архитектурных формах, а также в облицовке и интерьере, отражает стремление людей к созданию естественной и уютной атмосферы. Примером этому служат многочисленные станции Московского метрополитена.
Станция метро «Комсомольская». Москва
Станция метро Новослободская Мозаичное панно Московский метрополитен — это не только важный транспортный узел, но и настоящая галерея архитектурных и художественных решений. При его строительстве использовались разнообразные каменные материалы, многие из которых имеют уникальные природные характеристики и долгую историю. И как нигде, на станциях и в переходах Московского метрополитена можно найти доказательства неразрывной связи камня и человека. В переплетении горных пород, доставленных сюда из различных регионов России и всей планеты, ощущаешь себя словно на выставке, где каждая станция являет множество экспонатов, рассказывающих свою уникальную историю. Приглядевшись внимательнее к каждому камню, можно представить себе процессы эволюции планеты от архея до кайнозоя, потому что всё это время природа писала главы на страницах планеты — на различных глубинах недр, на поверхности суши, на дне океанов и морей. Каждый квадратный сантиметр стен и полов — это не просто декор, а своего рода геологическая карта, которую можно читать, наблюдая за игрой цветов, структур и текстур, рассматривая очертания окаменелости фауны и флоры различных эпох. Останавливаясь у колонн и пилонов, присев на каменную скамью или торопясь по лестничным ступеням, можно увидеть, как время запечатлено в камне, как миллионы лет последовательных процессов – от вулканической активности до застывания и медленного выветривания, сформировали это удивительное каменное наследие
Важным элементом архитектурного облика московского метрополитена стали горные породы, добытые в Республике Карелия. Прочность, естественная красота и долговечность сделали карельские камни любимым материалом для архитекторов, работающих над созданием проектов станций. Их уникальная фактура и разнообразие оттенков позволяют воплощать как классические, так и более современные архитектурные решения. Найти полный и точный перечень карельских камней на всех станциях метро непросто даже в специализированной литературе, поскольку с момента постройки часть станций неоднократно реконструировалась, отделку заменяли, а сведения в источниках расходятся. Тем не менее наиболее известные и документально подтверждённые «каменные гости» из Карелии легко поддаются определению. Это Белогорский мрамор, Шокшинский кварцит, Ропручейский и Другорецкий габбро-диабаз, гранит месторождений Сюскиенсаари, Кашина гора, Калгувара, Нигрозерский гранатовый амфиболит, пироксенит месторождения Сопка Бунтина. Все они являют собой частицы истории самых древних эпох планеты - архея и протерозоя, охватывающих более двух миллиарда лет (от 3,4 до 1 млрд. лет назад).
Природный камень всегда вдохновлял и продолжает вдохновлять архитекторов, художников и дизайнеров на создание новых произведений. Сегодня многие города продолжают использовать природный камень в городской архитектуре, что помогает сохранить их историческую идентичность. Ведь камень — это не просто материал, но и свидетельство истории, культуры и искусства.
Эстетика и функциональность природного камня делают его неотъемлемой частью нашей жизни и окружающего мира.